Вторник , 8 Ноябрь 2016
Новое и интересное

Компьютерная диагностика автомобиля.

C чего начать Диагностику автомобилей в Автосервисе?

Комплектуем участок Компьютерной Диагностики автомобилей

Какое оборудование необходимо для Диагностики автомобиля? Существуют три причины для качественного оснащения участка оборудованием. Во-первых, на дворе век электроники и компьютеров. И диагностика двигателя внутреннего сгорания основанная на органах чувств и интуиции человека, выглядят сегодня попросту нелепо.

Во-вторых, разборчивость потребителей услуг автосервиса стала в последнее время значительно выше. Появляется все больше людей, готовых платить деньги за качественный профессиональный ремонт. И это справедливое требование времени. В-третьих. Успешность работы участка ДИАГНОСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ В АВТОСЕРВИСЕ не может и не должна зависеть от субъективного восприятия ситуации диагностом. Человек – одновременно самое сильное и самое слабое звено любого процесса. Он может быть утомленным или с похмелья, может болеть и поэтому только реальные показания приборов помогут найти причину неисправности.

Прежде всего следует знать, что из всех типов диагностических приборов можно выделить три основные группы. Эти группы – основа основ, это то, без чего грамотный поиск неисправности превращается в тупой процесс, основанный на методе подмены. И если на отечественных автомобилях этот метод еще прокатывает, то при работе с иномарками он невозможен по определению. На участке Диагностики автомобилей совершенно необходимо иметь хотя бы по одному представителю этих трех групп. Назовем их:

1. Сканеры
2. Мотортестеры
3. Газоанализаторы

Сканер на участке Компьютерной Диагностики автомобилей

Сканер — это прибор, считывающий показания датчиков и стандартные сообщения об ошибках, которые выдает электронный блок управления (ЭБУ) в режиме самодиагностики. С помощью сканера можно программировать сам блок управления. Для Диагностики автомобиля сканер просто подключается к специальному разъему в автомобиле и выдает информацию. Само собой, сканер на базе персонального компьютера предпочтительнее, так как обновить базу данных не составит труда, а чтобы подключиться к новой модели машины достаточно будет просто докупить кабель. А так как сканер работает с блоком, то он позволяет нам:

*Наблюдать сигналы с датчиков системы, следить за их изменением во времени.
*Проверять работу исполнительных механизмов путем приведения их в действие и визуального или другого контроля.
*Считывать сохраненные системой коды неисправностей.
*Посмотреть идентификационные данные ЭБУ, системы и т. п.
Делая Диагностику автомобиля, надо четко понимать, что показания сканера – это то, что «видит» ЭБУ.

Это отнюдь не истинные значения напряжений или других параметров. Основная задача сканера на участке Компьютерной Диагностики автомобилей — как можно больше сузить область поиска неполадки и сэкономить время. Если по какой-либо причине (например, плохая «масса») датчик врет, то на экране сканера мы увидим это самое вранье. Другими словами, сканер не является измерительным прибором. Он всего лишь отображает данные с ЭБУ, нужно это понимать и относиться к получаемой информации соответствующим образом. Точно так же осторожно следует относиться к считанным кодам неисправностей. Эти коды – не руководство к замене, а лишь пища для дальнейших размышлений и поиска. Пример: ошибка датчика кислорода, богатая смесь. Менять? Ни в коем разе. Надо искать причину богатой (бедной) смеси. А ошибка «Обрыв датчика детонации» на системах Бош уже вошла в легенды. Что касается разновидностей сканеров, то их по большому счету две: портативные и программные, работающие совместно с персональным компьютером. И тот и другой тип имеют как свои преимущества, так и недостатки. Выбирать Вам.

Подробную информацию о конкретном приборе можно найти на сайте компании-разработчика. Для работы программного сканера вам понадобятся:
*Компьютер. Лучше не особо мощный, но ноутбук (РIII-600 и выше). Обязательным условием является наличие на ноутбуке COM — порта или переходника PCMCI-COM.
*Адаптер K-Line (K-L-Line) с комплектом проводов и разъемов.
*Диагностическое ПО. Тут выбор за Вами.
Есть несколько десятков вариантов сканеров. Брать надо только сертифицированные приборы и программы, которые не могут стоить слишком дешево. Из-за различий в системах управления двигателями у разных машин сканеры на участке Компьютерной Диагностики автомобилей могут диагностировать только определенные марки и модели автомобилей. Для иномарок прибора, который может диагностировать все и всех, в принципе не существует. Если вы будете работать с какой-то определенной маркой машин, то вам нужен сканер дилерского уровня. Mercedes-Benz, например, использует около 140(!) различных моторов, и у каждого из них есть свой блок управления. Можно, конечно, взять и «мультимарочник», но при этом всегда будут «выпадать» какие-то определенные диагностические функции для разных автомобилей. Чем больше универсальность сканера, тем меньше глубина диагностики. Дилерские сканеры дают возможность снимать показания с различных систем автомобиля, наподобие ABS, климат-контроля, управления АКПП, системой безопасности и т. д. Универсальные сканеры в основном ограничиваются «общением» с блоком управления двигателем.

Мотор-тестер на участке Компьютерной Диагностики автомобилей

Мотор-тестер — это измерительный прибор. Принципы работы двигателей в разных марках машин, к счастью, одинаковые, поэтому мотор-тестер — прибор универсальный, т. е. может работать с любым автомобилем, даже с таким, у которого попросту нет никакого бортового компьютера. С помощью него можно измерять физические параметры работы двигателя и системы зажигания в реальном времени. Как и сканер, мотор-тестер на участке Компьютерной Диагностики автомобилей может быть отдельным прибором, а может подключаться к персональному компьютеру. В отличие от сканера, он считывает данные не с электронного блока управления, а напрямую от датчиков и двигателя. Предоставляемая им информация снимается непосредственно с двигателя и позволяет найти неисправности, недоступные сканеру. Это формы напряжения и токов датчиков и исполнительных механизмов, это и осциллограммы высокого напряжения, и осциллограммы давления в цилиндрах, давления топлива, и возможность проверить баланс цилиндров, померить стартерный ток, УОЗ и многое другое. Рассмотрим это подробнее.

Всем известно, что в цилиндрах двигателя под воздействием искры происходит воспламенение и сгорание топливно-воздушной смеси. Наблюдать и оценивать этот процесс непосредственно (зрительно или как-то еще) невозможно. Но оценить его косвенно очень даже легко. Для этого в мотор-тестерах предусмотрена возможность снятия осциллограмм вторичного (высокого) напряжения. На форму этих осциллограмм влияет буквально все: состояние катушки зажигания, ВВ-проводов, свечных наконечников, свечей, компрессии, состояние клапанов, состав смеси и даже неисправность ЭБУ.

Еще один очень информативный график, предоставляемый мотор-тестером, — давление в цилиндре при работе двигателя. Для этого свечной наконечник интересующего нас цилиндра подключается на разрядник, свеча выворачивается, а на ее место устанавливается датчик давления. Полученный в результате измерений график позволяет сделать заключение:

1.О реальном угле опережения зажигания.
2.О наличии подсоса воздуха во впускной тракт.
3.О правильности установки фаз ГРМ (не только ремня. Например, разбитые шпонки коленвала и распредвала, шкив коленвала).
4.О состоянии цилиндро-поршневой группы и клапанов.
5.О высоком противодавлении выпускной системы (развалившийся катализатор, внутреннее разрушение глушителя).
Также делая диагностику на участке Компьютерной Диагностики автомобилей мотор-тестером можно определить, не имеет ли места обрыв или межвитковое замыкание форсунок. Можно померить стартерный ток и сделать вывод о состоянии аккумулятора и стартера. Форма осциллограмм напряжения генератора позволяет сделать вывод о его состоянии.

Мотор-тестер позволяет проверить работоспособность датчиков. Пример. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Снимаем осциллограмму сигнала с датчика при его включении. По форме переходного процесса можно сразу же, не заводя двигатель, сделать вывод о его работоспособности.

Газоанализатор на участке Компьютерной Диагностики автомобилей
Газоанализатор — это прибор, который измеряет состав выхлопных газов машины, что позволяет делать выводы о ра¬боте двигателя. Как врач делает некоторые выводы по анали¬зам пациента, так и диагност может сузить круг поиска неис¬правности с помощью анализа выхлопа автомобиля. Покупать есть смысл только четырехкомпонентный газоанализатор с функцией измерения показателя воздух-топливо.

Краткий итог.

Все три типа описанных приборов имеют совершенно разный принцип работы, дают нам разную информацию и ни в коем случае не подменяют друг друга. Да, где-то получаемые с их помощью данные перекликаются, а где-то они у каждого уникальны. В принципе, можно обойтись без любого из этих приборов, а есть «спецы», которые вообще обходятся одной отверткой. Речь не об этом. Речь о том, что грамотный поиск дефекта основан на анализе информации. На измерениях, с коих, как известно, начинается наука.

Остальное оборудование носит в основном вспомогательный характер, хотя его наличие более чем желательно. Это:
*Топливный манометр.
*Установка для очистки форсунок. Ультразвуковая с проливочным стендом (очень полезная вещь) или жидкостная.
*Стенды для проверки свечей зажигания, модулей зажигания.
*Качественный ампервольтомметр (мультиметр), желательно некитайского производства.
*Хороший набор инструмента. Желательно фирменный.
*Всевозможные пробники, хитрые приспособления, изготавливаемые мастером «под себя» и самостоятельно.

Чип — тюнингом будем заниматься на участке Компьютерной Диагностики автомобилей?

Тогда еще одна статья расходов:
*Программатор ЭБУ c флэш-памятью (Январь 5.xx, Январь 7.2, Микас 7.x, Бош МП7, Бош М7.9.7). Для начала можно и простой, бесплатный. К покупке коммерческого варианта приходят практически все через некоторое время, при достижении определенного уровня или накопив определенное количество «обломов» и потерянных клиентов.
*Программатор ПЗУ (Январь 4, GM, Микас 5, Бош М154) и, естественно, набор ППЗУ и панелек (на панельках не стоит экономить — берите цанговые).
*УФ-лампа для стирания ППЗУ с УФ-стиранием, если Вы решили не пользоваться советом выше.
*Оборудование для пайки — паяльник и т.д. К трем последним пунктам можно отнестись как к второстепенным — ЭБУ этих типов встречается уже нечасто. С 2003 г. они вообще перестали устанавливаться на автомобили. Но данное оборудование может пригодиться при тюнинге большинства иномарок начала/середины 90-х готов прошлого столетия.
*Набор прошивок под все типы ЭСУД — в зависимости от уровня: а) бесплатных б) коммерческих в) собственные наработки.
*Для продвинутых — программа для изменения калибровок для тонкой настройки программы под конкретного клиента, да и просто для творчества.
*Инженерный блок — для профессионалов, для калибрования непосредственно «на ходу».
*Контроллер ШДК — для владельцев инженерного блока, для контроля состава смеси. На худой конец пойдет простой альфаметр, но он сильно искажает показания на составах смеси сильно отличающихся от стехиометрического.

Не забывайте и о том, что у Вас должны быть все необходимые слесарные инструменты как можно более высокого качества. Подавляющее большинство клиентов приезжает «переписать программу, а то что-то не едет», а автомобиль просто нуждается в ремонте.

И последнее, без чего не обходится ДИАГНОСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ В АВТОСЕРВИСЕ, — это информация. Ее мастер должен получать всеми доступными способами: Интернет, книги, публикации в автомобильных журналах.

Как делается Диагностика автомобилей в Автосервисе?

Работа диагноста состоит из трех этапов: сбор диагностической информации, ее обработка, принятие решения. Для сбора применяется все вышеперечисленное оборудование. Собственно процесс можно описать так.
1.Опрос клиента о сути проблемы. Когда, как, при каких обстоятельствах проявляется дефект. Часто «допрос с пристрастием» значительно облегчает дальнейший поиск.
2.Визуальный осмотр подкапотного пространства. Внимательно смотрим, нет ли видимых повреждений электропроводки, шлангов, высоковольтных проводов. Нет ли следов постороннего вмешательства, чаще всего со стороны установщиков ГБО и автосигнализаций. Типичные случаи – жгут, идущий к датчику синхронизации, после переборки двигателя оказывается лежащим на выпускном коллекторе, или оторваны провода от датчика скорости при замене сцепления. Вообще следам вмешательства надо уделять серьезное внимание. Полезно убедиться, что все шланги вентиляции картера, адсорбера и т.п. находятся на своих штатных местах, предохранители ЭСУД не перегорели, а в баке есть бензин. Очень желательно проверить состояние воздушного фильтра. Часто он бывает порван, и это приводит к выходу ДМРВ из строя. Только после всего этого можно приступать к работе с приборами.
3.Первым делом «узнаем врага в лицо», т.е. с помощью сканера разберемся, с каким типом ЭБУ и с какой системой (Россия-83, Евро-2, Евро-3 и т.п.) мы имеем дело. Вспомним особенности ее работы, ее состав, а также возможные «врожденные дефекты». Например, прошивки типа I27, блок Январь7 с антиджеркингом и т.п. Также на этом этапе необходимо замерить компрессию в цилиндрах, чтобы сразу определить, требуется или нет более глубокое вмешательство в двигатель. При низкой компрессии или ее большом разбросе по цилиндрам необходим визит к мотористу.
4.Визуально контролируем свечи. Количество нагара, его цвет, зазор, состояние электродов, наличие/отсутствие пробоя на изоляторе. К сожалению, в этой операции единственный помощник – опыт и интуиция.
5.Проверяем в статике показания датчиков и исполнительных механизмов при помощи сканера. Можно подвигать РХХ, включить вентилятор и бензонасос, сделать баланс форсунок.
6.Поводим диагностику системы питания по давлению топлива. Если претензий к насосу, регулятору давления, датчикам, ИМ, свечам и проводам в статике нет, заводим двигатель.
7.На работающем двигателе проверяем сканером те же самые параметры. Здесь тоже необходим опыт, в двух словах это процесс не описать. Внимательно слушаем двигатель на предмет посторонних шумов, стуков и гула.
8.Фиксируем показания газоанализатора.
9.При необходимости можно снять мотортестером осциллограммы высокого напряжения.
10.Если есть подозрение на неверную установку фаз ГРМ, выполняем мотортестером проверку давления в цилиндре.
11.А вот теперь самое интересное. Внимательно смотрим на полученные результаты, анализируем их и делаем выводы.

Иногда в сомнительных случаях есть смысл подменить неисправный элемент и снять показания повторно либо совершить пробную поездку. Для этого на рабочем месте диагноста должен быть подменный фонд. Но в любом случае нужно стремиться к такой степени мастерства, когда выявление дефекта происходит только с помощью приборов и почти со стопроцентной вероятностью. Такая способность очень пригодится Вам при диагностике иномарок, на которые очень активно пересаживается население нашей страны.

Загрузка...